Неверно думать, что сначала малыш должен заговорить, а уж потом можно заниматься вопросом исправления его речи. Многих проблем артикуляции или речевых дефектов можно избежать, наблюдая за ребенком с первых дней жизни. Есть несколько признаков, вовремя заметив которые, можно узнать, как выявить логопедические нарушения в самом раннем возрасте.
Физиологические проблемы
Позаботиться о нормальном развитии малыша можно еще до его появления на свет. Многие болезни или патологические недостатки являются наследственными. А навыки речи малыш приобретает от родителей. Так если в семье у кого-то из родителей неправильный прикус или слишком короткая уздечка языка, такой же дефект может быть и у ребенка.
Симптомы таких патологий нужно отслеживать еще в младенческом возрасте. Обращайте внимание на:
То, как ребенок спит. Неправильное положение головы, если он утыкается в подушку, может послужить причиной развития неправильного нижнего прикуса, который влияет на четкость произнесения звуков.
Детские привычки. Слишком долго не расстается с соской, обсасывает игрушки или постоянно держит палец во рту. От этого тоже деформируется нижняя челюсть.
Насколько развита верхняя губа. Если она коротковата или просто значительно меньше нижней, у ребенка маленькая уздечка или проблемы прикуса.
Все эти нарушения можно исправить еще в раннем детском возрасте, тогда они не будут влиять на будущую речь ребенка.
Социальные проблемы
Ребенок растет в семье, и первую речь он слышит от родителей или братьев и сестер. Если в вашей семье кто-то картавит, то ребенок может начать повторять неправильную речь. Простое копирование знакомых слов, звучащее иначе, привлекает его внимание. Но это может закончится привычкой к неправильной артикуляции и неспособностью далее произносить звук верно.
Если вы рано начали заниматься общим образованием малыша: какие-то студии или простые ясли, то и там он должен слышать только правильную речь.
И последний — психологический совет. Просто старайтесь всегда много говорить с ребенком, объясняйте ему новые слова, проговаривайте их четко, старайтесь показать, как образуется звук. Смотрите, что вызывает его интерес, постоянно повторяйте по слогам название этого предмета или явления. Играйте с ребенком, чтобы процесс правильной постановки речи был ему интересен.
Проблемы развития
Невозможность правильно произносить звуки может иметь иную причину — задержку в развитии. Лучше знать, как выявить логопедические нарушения в самом раннем возрасте, выявляя возможные задержки в умственной деятельности.
Проявиться патология может в самом раннем возрасте.
- Если к двухмесячному сроку вы заметили, что малыш не требует еды, не кричит, когда приходит время кормления, лучше сразу обратиться к врачу.
- К полугодовалому возрасту малыш уже должен реагировать на свое имя или ласковое обращение, улыбаться, поворачивать голову на звук. Так же в этот период он начинает произносить первые звуки. Если этого не происходит, стоит проконсультироваться со специалистами.
- В период развития с восьмого по девятый месяц, ребенок должен делать первые шаги в общении. Это произношение как минимум 10 разных звуков, эмоциональные реакции на родственников, игру или интересные новые предметы, первые жесты, попытки звуком привлечь к себе внимание. Обязательно нужно внимательно следить за этим процессом, на этом этапе отставание в развитии уже заметно и не профессионалу.
Но и эти причины можно своевременно устранить, если знать, как выявить логопедические нарушения в самом раннем возрасте. Главное, своевременно прибегнуть к помощи врачей и логопедов.